Блог ИКТ
Наши блоги и новости

Марат Арасланов и Интеграл КТ

представляют первого гостя рубрики «Наши эксперты» - известного разработчика, преподавателя, тренера, эксперта, гуру продуктов Qlik Sense и Power BI - Игоря Буробина.


Конкуренты легко могут стать партнёрами

Предприниматель, программист и блогер Игорь Буробин о выборе профессии, работе с олигархом и личной философии.

- Первый вопрос может показаться немного фамильярным. Но всё-таки, Игорь, кто вы? У вас есть канал на ютубе, а это значит вы видеоблогер. Но в каждом видео есть фраза о том, что здесь обучают - получается вы учитель. Или вы предприниматель?

- :) Это хороший вопрос и ответ на него зависит от того, кто спрашивает. Если у меня спросят родственники, например мама, то отвечу, что занимаюсь компьютерами. Если спросит кто-то из людей, заказывающих у меня какие-то продукты, отвечу, что работаю в организации и руковожу людьми, занимающимися программированием. Но вообще я очень не люблю все эти рамки типа «программист» и «администратор». Сейчас ещё есть модные разделения «junior», «middle», «senior» и прочие.

- И всё-таки?

- Я просто помогаю людям с данными. Если у людей есть какие-то данные - я могу с ними помочь. Например, обучить работать с ними или куда-то загрузить, чтобы получить из этого выгоду. Всё-таки данные — это сведения, а это может помочь развивать бизнес если уметь их правильно анализировать.

- Как вы пришли к этому? Потому что со стороны вся эта большая масса цифр не видится той профессией, о которой можно мечтать. Вот космонавтом - да, спортсменом - да, даже политиком кто-то мечтает быть.

- Это тоже своего рода философское понятие. Есть такой термин «хакер». У нас его очень часто несправедливо используют, называя так мошенников. Изначально хакеры - это те люди, которым нравится что они делают. Вне зависимости от области. Если бы я пошёл в медицину и стал хакером, то делал бы сложные операции. А если был бы писателем и стал бы хакером, то я бы хорошо писал. Но с детства я увлекался компьютерами. Мне это очень нравилось и с какого-то времени понял: лучше заниматься тем, что нравится, чем тем, что не нравится. Жизнь одна и если выберу более высокооплачиваемую работу, но которая не будет нравиться, придётся искать другие места, где буду находить отдушины. Это не баланс.

- Когда вы начали программировать?

- Программировать я начал довольно давно. Всё моё детство было связано с тем, что у меня были какие-то не очень хорошие компьютеры. Возможно, из-за этого научился с ними работать. Если бы они были хорошими, то зачем с ними работать? Они же и так бы работали.
В 6-7 классе, а это год примерно 1995, системы были не настолько хорошие и красивые. Мы пытались загрузить с магнитофона какие-то игры. И всё это мне очень нравилось. Уже тогда вдохновляла сама мысль, что есть объекты реального мира, а есть виртуальный мир, где я могу выступать в роли создателя. Это были очень приятные чувства.

Так я решил, что нужно заниматься какими-то вещами, связанными с вычислительной математикой. Я живу в Московской области - в Электростали. Отец мне помог, узнал, что есть замечательный лицей в Москве и я 10 и 11 классы катался учиться туда. Там меня неплохо прокачали по программированию. Нам, кстати, уже в школе выдавали корочки о том, что мы являемся младшими инженерами-программистами. Это было забавно для 2000 года.

- А потом вы выбрали соответствующий ВУЗ?

- Я учился в двух институтах. Сначала в Московском институте электроники и математики (МИЭМ), но там не получилось. Во-первых, знания там давались абстрактные. А во-вторых, мне просто надоело к тому времени ездить в Москву каждый день.

- А как же классические студенческие подработки?

- Было. Естественно, это было не по профессии. Если записать все работы в список, то будет забавно на него смотреть. Сначала был продавцом камней. Ездил как коммивояжёр с чемоданчиком и «окучивал» продавщиц в ларьках. Тогда понял, что не готов к области продаж (смеётся).

После некоторых работ я наконец попал на работу близкую к IT. В то время в России и Москве как раз начал появляться интернет. Было очень много всяких маленьких конторок, которые брали интернет и создавали свой пул абонентов. Я работал в таких организациях, был монтажником: тянул провода, подключал компьютеры.

- На этом учёба в институте была закончена?

- Нет. Сделал проще - перевёлся в электростальский ВУЗ. Только если в МИЭМе я учился на специальности «прикладная математика и кибернетика», то в новом институте специализация звучала как «математика в экономике». Это было уже что-то более близкое к людям. Здесь я начал заниматься системами, которые связаны с экономической деятельностью.

Первая моя нормальная работа, которая была связана с экономикой и вычислительной деятельностью, началась в 2007 году. Там я уже занимался тем, что мне действительно нравится. А до этого собирал какой-то опыт, учился.

- В те времена учиться было легче или сложнее?

- Учиться раньше было очень сложно. Сейчас смотрю на людей, которые ко мне приходят на курсы, понимаю, что у них есть главная проблема - что учить и в какой последовательности. Потому что вся информация в интернете есть.

- В вашем портфолио есть даже свидетельство об окончании американского института. Это было дистанционно или в рамках каких-то курсов?

- Это звучит действительно очень круто, но при желании можно всё довольно просто решить. Есть очень много сервисов, позволяющих получать дистанционное образование. В определённое время мне нужно было получить некую систематизацию знаний, навыки для работы с дизайном. Это не дизайн в привычном понимании, конечно. Скорее это дизайн более промышленный - знать какие элементы где располагать. Плюс, мне очень хотелось поизучать что-то на английском языке. Ну и вдобавок Калифорнийский институт искусств - звучит по-настоящему круто.

- Не думали отправиться в США на полноценную учёбу?

- Задумывался, но только для получения корочки. Понял, что у меня противоположная цель. У меня на ютуб канале очень ограниченная аудитория, потому что тематика очень специфична. И вот когда понял, что на мой русскоязычный канал подписываются индусы и переводят автоматическим переводчиком на английский - вот тогда мысль об англоязычном канале стала всё чётче себя проявлять. Даже для прокачки языка это будет очень интересно.

- Когда и как вы решились зайти в ютуб? Видно, что вы тратите на это много времени, но пока говорить о доходе с монетизации, наверное, преждевременно.

- Изначально и до сих пор ютуб для меня не был средством монетизации. Я её даже не включал. Напротив, готов платить ютубу, чтобы рекламу не показывали подписчикам. Вообще, первая задача моего канала - быть хостингом для видео. Всё это сильно связано с темой обучения. В какой-то момент понял, что иногда проще не рассказывать человеку, а отправить ссылку на видео. Почти все видео были закрытыми, чтобы смотреть могли только те, кому отправляется ссылка. В видео был ещё один большой плюс. Иногда, когда часто что-то рассказываешь, то можешь что-то упустить, забыть, сказать что-то не так. С видео такого не может случиться.

- Вам понравилось и затянуло?

-В каком-то смысле это была ещё и небольшая реклама меня как специалиста. Записываю видео не очень регулярно, но надеюсь, в ближайшее время поменять формат. Аудитория сейчас не такая, на которую я рассчитывал. Есть такая наука андрогеника - обучение взрослых. Так вот она говорит, что более взрослому человеку сложно запоминать какие-то абстрактные знания. Он хочет решить свою конкретную проблему. Поэтому я пришёл к выводу, что необходимо снимать какие-то более короткие видео. Не такие как в тик-токе, конечно (смеётся).

- Вы говорите, что это ваша реклама, но ни на одном видео вас нет в кадре. Как так?

- Надо будет обязательно это сделать. Я ведь даже в самих видео ничего не говорю про курсы и про то, что их можно купить. Эти видео записаны в том числе и для того, чтобы другие партнёры и конкуренты могли поставить своим пользователям.

- Готовы даже конкурентам помогать? Такое бывает в суровом современном мире?

- Не против помощи совершенно. У нас такая платформа Qlik Sense, где всё достаточно дружно происходит. Очень долго работаю, но знаю крайне мало конфликтов. Не знаю, может потому что нас мало? Никакой токсичности и это мне всегда нравилось. Всегда считал, что люди в бизнесе злые.

Более того, конкуренты легко могут стать партнёрами. Устраивать коллаборации и делать совместно то, что не можешь один. Это очень интересная тема и она у нас всегда поощрялась. Часто случаются ситуации, когда ты понимаешь, что один ты это не сделаешь. Тебе нужно большее количество людей, обладающих специфическими навыками. И для того, чтобы их получить, ты можешь пойти к своему потенциальному конкуренту, а на самом деле такому же партнёру, который работает в соседнем доме, грубо говоря, и договориться с ним что-то сделать. Это более позитивно, чем пытаться вставлять палки в колёса.

- А почему не пошли работать в крупную компанию? Сбербанк, Газпром и другие гиганты могут обеспечить серьёзный карьерный рост. И именно этим привлекают многих сотрудников, желающих стабильности.

- Стоит сказать, что на такие компании, которые вы назвали, работает очень много людей. Работа внутри компании показывает ещё и уровень понимания корпоративной культуры. Это очень важно. Потому что многие, приходящие туда из маленьких организаций, понимают, что им прежде всего нужно научиться работать в большой компании. Они попросту не могут рассчитать время. Например, если работа требует одного дня, то эта же работа в большой организации потребует большего количества времени из-за согласований того, что ты хочешь сделать. Поэтому работать на такие компании в качестве предпринимателя для меня существенно эффективнее с точки зрения временных затрат и интереснее с точки зрения решаемых задач: когда вместо множества согласований будущей работы с людьми я сразу работаю непосредственно над архитектурой данных.

В моём портфолио есть крупные компании, но это для заказчиков, чтобы они понимали, что с такими я работал и знаю, как всё происходит. У меня никогда не было идеи устроиться работать в одну организацию. Потому что я люблю разнообразие. Одной предметной областью для меня заниматься скучно. На своём сайте я выкладывал логотипы компаний, с кем когда-либо работал. Там есть банковский сектор, производство, розничная торговля, есть рестораны - чего только нет. Мне просто нравится заниматься разной аналитикой. Как люди в саванне охотятся на разных животных, так мне нравится коллекционировать разные области деятельности.

- Что есть предмет вашей «охоты» на сегодняшний день?

- Очень хотел бы получить себе такую отрасль как абстрактные финансы. Я работал над многими проектами, которые связаны с финансами. Но они все узкоспециализированные, к сожалению. Никогда не было такого проекта, который бы я мог распланировать на множество организаций. У меня даже была отдельная аналитика олигарха. Нанимал специальный человек, который говорил: «Вот у меня тут заводы-пароходы, сделай мне приложение в «клике», где все мои личные расходы будут учтены. Хочу всё видеть».

- Есть ли такой человек, который является для вас ориентиром в работе или жизни? Проще говоря, на которого вы бы хотели равняться.

- По бизнесу таких примеров нет. Но я бы очень хотел иметь такого человека, которого просто можно было скопировать по привычкам или как-то ещё. И, возможно, постараться достичь того же. У меня в основном книжные герои. Люди, которые написали эти книги, заложили внутри меня способность думать над процессами по-другому. Есть несколько любимых книг - это «Чёрный лебедь» и «Книга Думай медленно... решай быстро». Всем бы советовал прочитать. Особенно второе произведение. Обязательно читаю в отпуске. Беру с собой бумажную книгу, с приятным запахом на хорошей бумаге, которую можно потрогать. Не какую-то бездушную цифровую. Мне очень нравится, что её можно достать в самолёте или читать, когда пьёшь кофе в кафе.

- Вы сказали «бездушная цифровая»? Но по сути вся ваша работа как раз находится в цифровом поле. В этом нет противоречий?

- Я точно не какой-то ортодоксальный сторонник того, что жизнь должна быть нецифровой. Но у меня и социальные сети только для того, чтобы логиниться на других страницах. Увидел и понял - моего времени в жизни не хватит на соцсети. Я за цифровой детокс.

- Конфуций говорил, что даже в обществе двух людей он непременно найдёт чему научиться: плохое будет отделять от хорошего, забирая второе и оставляя первое. Стараетесь ли вы что-то брать от людей?

- Обязательно. Умение брать от людей, в том числе от тех, кто не знает твою профессию - самое важное в IT индустрии после умения забывать. Научиться чему-то может каждый. А научиться забыть что-то, отвергнув то, что знаешь пять лет, могут немногие. Стадия снобизма порой наступает. От неё отходишь рано или поздно. Когда учишься и берёшь от людей, то круто растёшь как профессионал. Я бы ни одной предметной области не знал, если бы не учился у своих пользователей. Обучаю их одному - они меня другому.

aleksey.bayanov@i-rt.ru +79776118236 AlekseyBayanov www.youtube.com www.mbg-integral.ru